15 марта на базе МОУ «Средняя общеобразовательная школа №1 г. Ершова Саратовской области» состоялся муниципальный научно-практический семинар для учителей иностранного языка, истории и обществознания, объединенный темой «Межпредметные связи и метапредметный компонент на уроках иностранного языка, истории и обществознания».
В первой части семинара заместитель директора по УВР Рябинцева И.В. раскрыла теоретические понятия темы. Она возникла не случайно. В Федеральном государственном образовательном стандарте начального, основного и среднего образования заложены новые методологические подходы, новые требования к результатам обучения. Метапредметный подход в образовании был разработан для решения проблемы оторванности друг от друга разных учебных предметов, а метапредметные результаты являются теми самым мостами, которые связывают все учебные предметы, помогают преодолеть огромный объем информации. Межпредметные связи – это установление взаимной согласованности содержания образования по преподаваемым учебным дисциплинам, обусловленных спецификой каждого учебного предмета. Взаимосвязи одного учебного предмета с другими разнообразны. Любой учебный предмет включает в себя знания из разных областей. Например, изучение иностранного языка невозможно без знания географии, истории, обществознания, литературы, информатики и других школьных предметов. Знание истории включает в себя такие предметные области, как право, обществознание, география, литература, русский язык.
Вторая часть семинара – практическая. Открытые уроки, проведенные учителями школы, связали теорию c практикой. Краснопольская Д.М. провела открытый урок обществознания в 9 классе на тему «Уголовно-правовые отношения»; Воронина А.С. – урок истории в 7 классе «Начало Реформации в Европе». Учителя английского языка - Дорошенко Н.С. представила урок в 6 классе на тему «К.Льюис "Лев, ведьма и шкаф"», Кокорева Ю.Ю. во 2 «А» классе - «Чтение гласной буквы Ee в открытом слоге», Абелькариева Ф.Х. для 8 «Б» класса - «Поколение М и современные технологии». На своих уроках учителя показали, как можно использовать межпредметную связь и метапредметный подход для осуществления поставленных учебных целей.
Заключительной частью семинара стали дебаты, тема которых «Знание иностранного языка – залог мирного сосуществования разных идеологических систем?!». Тема дебатов была неоднозначна, о чём свидетельствовало общественное мнение. До начала игры, за данную точку зрения выступили 44 человек опрошенных, против 23 человека.
Участникам дебатов необходимо было выяснить, смогут ли люди разных идеологических систем, зная иностранные языки, договориться, мирно сосуществовать или начнут споры, раздоры, войны.
Ученики 9-11 классов разделились на две команды «Правые» и «Левые». Задачей «Правых» было убедить присутствующих в правильности утверждения «Знание иностранного языка – залог мирного сосуществования разных идеологических систем». Задачей «Левых» – опровергнуть это.
В этой игре спикеры команд не просто отстаивали свои позиции по предложенной теме, но и отвечали на вопросы оппонентов. Более убедительной стала команда «Левых», предоставив весомые доказательства своих убеждений и сделав ставки на то, что залог мирного сосуществования - это знание традиций и культуры других идеологических систем.
С помощью импровизированного голосования выяснилось, что мнение зрителей по вопросу «Знание иностранного языка – залог мирного сосуществования разных идеологических систем» изменилось с момента начала дебатов до их окончания. За данную точку зрения выступили уже только 30 человек опрошенных, против 37 человек.
Успешное проведение дебатов зависел не только от играющих команд, но и, конечно же, от играющих тренеров. Играющими тренерами команд были учителя истории и обществознания - Краснопольская Д.М., Воронина А.С.
Оценивала ораторские способности спикеров, силу их убеждений и логичность суждений уважаемая тройка судей, в состав которой вошли:
- заместитель директора по тьюторскому сопровождению Юлия Юрьевна Кокорева,
- учитель английского языка Наталья Сергеевна Дорошенко.
В роли главного судьи, а также хранителя времени на наших дебатах выступил заместитель директора по учебно–воспитательной работе Ирина Викторовна Рябинцева.
Мнение членов жюри и зрительские симпатии совпали. Победила команда «Левых», в составе: Анастасия Митина, ученица 11 класса, Виктор Сычёв, ученик 9 класса, Ксения Коченова, ученица 10 класса, Диана Каширина, ученица 11 класса, Екатерина Графкина, ученица 10 класса, Владислав Кузьмин, ученик 11 класса, Валерия Шестакова, ученица 9 класса.
Дебаты удались. И не важно кто победил, победу одержал каждый из играющих. Ведь они научились отстаивать свое мнение не с помощью силы, а пытаясь убедить человека с помощью аргументов, фактов, что является незаменимым достоинством в жизни. В дебатах они научились не только говорить, но и слушать своих оппонентов. Дебаты помогли получить знания и умения, необходимые для успешной жизнедеятельности в современном обществе. Действительно, дебаты учат многому, и не просто учат, а развивают.
Надеемся, что данный семинар оказался полезным для всех участников.
Кокорева Ю.Ю. |